Российские шубы

ShubaОтличительная особенность составления большинства этюдов на заданную тему состоит в том, что начальная схема редко является композитору в виде счастливой находки после необъяснимой вспышки творческого озарения. Ее создание требует трудоемкой умственной работы. Сначала идея получает детальное словесное оформление, потом мозг ищет способы воплотить задуманное на доске. В составленной схеме часто нет готового этюдного финала, и его надо еще додумывать. А добавки не всегда гармонично вписываются в содержание этюда. Компетентный глаз эксперта легко замечает рубцы после таких операций. Они выражаются в резком снижении интенсивности борьбы, отсутствии цельности содержания, появлении лишних вариантов, делении решения на фазы. Все это снижает качество этюда, поэтому в тематических конкурсах редко попадаются хорошие этюды. А в командных соревнованиях композиторы еще больше портят свои этюды попытками сделать их мощнее с помощью вступительных примочек. В XIX командном чемпионате России (PDF KC) эта беда проявилась особенно выразительно. Тему этюдного раздела «Жертва превращенной легкой фигуры» можно реализовать даже одним ходом, поэтому композиторы удлиняли краткие тематические схемы любыми способами. Этюды становились большими и могучими как Россия. С виду они были похожи на неповоротливых бабушек, разодетых в разношерстные шубы. А судьи-дедушки продемонстрировали свою слабость перед такими композициями, несмотря на то что многие шубы были ужасно дешевыми.

В единственном этюде призового уровня шуба подобрана со вкусом и не вызывает раздражения.

Олег Перваков, Евгений Копылов
XIX командный чемпионат России, 1-2 место (34,5 балла), выигрыш

Наряд второго победителя совсем никудышный.

Павел Арестов
XIX командный чемпионат России, 1-2 место (34,5 балла), ничья

С такой вступительной фазой я бы дал этому этюду только похвальный отзыв. Думаю, что П.Арестов испоганил схему нечистым сбросом пешки, да еще с разменами тяжелых фигур, потому что стиль у него такой – в любой схеме он первым делом ищет место для мешающей пешки, а потом устраивает мордобой с ее уничтожением. И его мало волнует, нужна эта логика или нет, чисто она сделана или грязно, элегантно или грубо. Важно, что мощно, потому что судьи так любят.

В этюде Н.Рябинина (третье место — 34 балла) присутствует похожая отвратительная вступительная фаза с нечистой логикой. Автор даже не пытается скрыть наличие двойного опровержения в ложном следе. Как только рука дернулась написать, что он тематический?! После превращения пешки в черного коня и его жертвы, начинается пресная пешечная фаза. Я не припоминаю такого мусора у композитора, входящего по моим оценкам в тройку лучших этюдистов всех времен и народов. Трудно поверить, что это его этюд.

Боевик С.Осинцева (4-5 место — 30 баллов) начинается серией жертв тяжелых фигур. После девяти ходов дым рассеивается и на опустевшей доске возникает безобидная схема, с которой все начиналось. Хотя ничего сверхъестественного в этюде нет, он, по-моему, входит в тройку лучших этюдов чемпионата вместе с этюдом, у которого не было шансов на успех при таком судействе, потому что он без шубы!

Валерий Шаньшин, Андрей Журавлев
XIX командный чемпионат России, 12 место (24 балла), ничья

Тульская команда опубликовала свои композиции в ЖЖ до появления итогов чемпионата в знак протеста против подозрительного судейства (всего полбалла отделили ее от третьего места), но на этот демарш реакции от Комиссии по ШК не последовало. Недооцененный тульский этюд пока остается в итогах.

Этюд В.Козырева (9 место — 26 баллов) имел бы шансы побороться за призовое место, если бы не полный предшественник (А.Троицкий «The Chess Amateur» 1924г.).

Алексей Троицкий
The Chess Amateur 1924, ничья

Положение о проведении 19КЧР (PDF)
Г.Попов об итогах 19КЧР и о разделе двухходовок

0
0

4 ответа(ов) “Российские шубы”

  1. Александр:
    Критика  —  это, конечно, хорошо! Только, если перефразируя известное выражение о судьях, будет уместно и спросить: а критики кто ?  Да, шубки бывают разные, и цены на них, также разные. А бывают и такие шубки [не российские], в которых и бабушку разглядишь-то не сразу. Вот, к примеру [С.Дидух  Tel Aviv-100 AT,2009 HM]  —  хоть и из дешевеньких, но Шубка, так уж всем шубкам   Шубка! Или вот, уже упоминавшаяся ранее  —  [С.Дидух Победа-65,2010 — 1-пр.]. Эта-то подороже будет  —  1-й приз!  Вот теперь, и думай-догадывайся :  то-ли это шубки как бабушки, то-ли это бабушки как шубки; то-ли шубки такие, что никакие, то-ли это бабушки волосатые ?  И куда тогда смотрел этот «компетентный глаз эксперта», когда выделывал эти шубки ?
    0
    0
  2. didok:

    Не спорю. Этюды страшные получились. Я их специально составил, чтобы Ю.Базлов и А.Жуков острили на них свои клыки и кусали меня. Ну, не удалось придумать лучшие схемы под задуманные идеи. А это совсем не та проблема, на которую я обращаю внимание в статье. На тему 19 КЧР были придуманы нормальные схемы (тема же несложная), но они были краткими, на пару ходов. И некоторые умельцы раздували их пустяковыми вступлениями, разросшимися до целых фаз — это шубы. Их можно снять и этюд хуже не станет, если шуба дешевая. Чувствуешь разницу? — Я свои схемы не портил, они сразу были неудачными.

    0
    0
    • Александр:
      Понятно  —  значит, все-таки, бабушки волосатые. Однако хрен редьки не слаще!
      0
      0
  3. Перваков:
    Тема этюдная очень неудачная, но пришлось… Зато 2-е место Москва заняли без одного раздела! Мне больше наша с Гуровым многоходовка понравилась, 3-е место!

    Жаль, другая версия была без лишнего взятия на е4, но не стоял!..

    Может, и 1??

    0
    0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *