Этюдист Ян Тимман

Недавно (14 декабря) Яну Тимману исполнилось 65. Его голландские друзья решили (и я их в этом поддерживаю), что надо организовать хороший конкурс составления этюдов в честь знаменательной даты. Конкурс состоится в двух разделах: для шахматистов-практиков (свободная тема) и для всех желающих (мат слоном или защита от угрозы мата слоном).

timman-einsteinМногие композиторы, составляя этюд на юбилейный конкурс, учитывают вкусы судьи и главного виновника соревнования, поэтому я поделюсь здесь своими соображениями о том, что любит Тимман. Тем более что материала для составления портрета Тиммана-этюдиста предостаточно. В первую очередь, это его книга «The Art of the Endgame» («Этюдное искусство»), написанная им в 2011 году. Повторно освежив в памяти ее содержание, я еще раз убедился, что голландский гроссмейстер знает, как донести до любителя шахмат красоту этюда – нужна гравитация систематизация! Шахматисты воспринимают идеи как некий беспорядочный океан с сотнями видов вкусных рыб, в изучении которых они не видят практической пользы. Вкусное рыбное блюдо им нравится, но, пообедав, они быстро о нем забывают. На их месте гурман задал бы десятки вопросов повару, начиная с названия деликатеса до детального рецепта его приготовления, сравнил бы его с другими близкими по вкусу блюдами, придумал бы десяток способов, как его сделать еще вкуснее. А у сытого шахматиста, которого я однажды покормил красивым этюдом, ко мне был только один вопрос: «Может, в блиц сыграем?».

Тимман не ждет, пока у шахматиста проснется интерес к изучению идей. Он их систематизирует, непринужденно заставляя читателя разбирать похожие этюды и сравнивать их между собой.

«Знакомя читателя с темами и жанрами, я хотел показать системно, почему этюды так красивы и интересны. Систематизация особенно важна. Меня поразило, что большинство книг по этюдам были совсем неупорядоченными коллекциями. Я задумал, раскрыть секреты этюдного мира в 14 главах». Вот они:timman-the-art

  1. Миниатюры
  2. Ладья против слона
  3. Предотвращение превращения пешки
  4. Комбинации с превращениями пешек
  5. Превращения в коня
  6. Превращения в слона
  7. Мат
  8. Пат
  9. Взаимный цугцванг
  10. Крепость
  11. Систематические движения
  12. Трюк с исчезновением
  13. Три темы
  14. Разные этюды

Понятно, что этот список можно расширить и упорядочить по-другому. Но главное, чтобы он был у каждого, кто интересуется этюдами. Систематизация помогает не только понять красоту. Она стимулирует к творчеству.

«Никогда раньше я не был таким продуктивным составителем этюдов как в те семь месяцев, когда я писал эту книгу. Изучая этюды с превращением в слона, систематическим движением или таском Валладао, я продолжал находить новые пути».

Процесс составления Тимман описывает так:
«Как правило, этюдист находит некую конечную позицию, содержащую зрелищную замаскированную пуанту. Потом наступает этап ретроградного мышления: он исследует позицию назад, спрашивая себя: «Какой был последний ход белых?», а потом: «Какой был последний ход черных?» Сегодня я все еще ставлю себе в уме эти вопросы».

В этюдах голландца, особенно его переработках и исправлениях, метод «ход за ходом» часто звучит как нескончаемая песня лесорубов «а за деревом дерево». С добавлением ненужных жертв происходящее на доске больше напоминает рубку леса, чем шахматный этюд. Все-таки, композиторы при составлении мыслят идеями, отталкиваются от главной из них (показывают все ее достоинства), и стараются поселить в одних ходах несколько идей. В качестве примера привожу переработку Тимманом некорректного этюда А.Гербстмана с доминацией пешки над тремя черными фигурами. Автор посчитал, что «все виды жертв уместны для достижения зрелищной позиции цугцванга».

Ян Тимман (по А.Гербстману)
«The Art of the Endgame» 2011, выигрыш

Из всех вступительных жертв только Сс5! участвует в строительстве позиции цугцванга, то есть, в этом ходе «живут» и жертва, и цугцванг. А вот жертвы коней даже не соседи цугцванга, а хулиганы из другого района. Отмечу, что Ян Тимман, кроме жертвы слона, нашел удачную расстановку пешек на королевском фланге, и обездвижил черного короля без помощи замурованного белого слона на h8. Но в обработке главной достопримечательности позиции – взаимного цугцванга – он не проявил надлежащего усердия. Это же не пат или мат, где кроме как эффектно привести фигуры на места больше желать нечего. Взаимный цугцванг расцветает, если его украсить ложным следом. И чем раньше начнется развилка ложного и правильного пути, тем масштабнее будет идея цугцванга, и тем больше других пуант будут «жить» вместе с ним в одних ходах.

Для потери темпа композитор чаще всего «просит» короля пройтись по треугольнику. Белый король не захотел меня слушать, но выручил черный.

С.Дидух (по Я.Тимману и А.Гербстману)
выигрыш

Следующий этюд Тимман считает своим лучшим. В нем автору удалось поселить в одних ходах очень яркие идеи: взаимный цугцванг с ложной попыткой, два превращения в слонов, коня и пат.

Ян Тимман
МК М.Ботвинник-100, 2012, 3-5 приз, выигрыш

Этот этюд приводится в главе «Превращения в слона», хотя в нем кроме превращений много другой вкустнятины. Например, цугцванг, возникающий до превращения и продолжающийся после появления первого слона. Удивительная вещь! В моей классификации идей этюд помещен в категорию двухвариантных логических этюдов с борьбой логических стратегий. Узнать, что это это такое и познакомиться с другими примерами этой идеи можно в моей статье «Борьба логических стратегий». А у вас есть категория для этого этюда? Какая его главная идея? Или вас не волнует такой вопрос? Тогда, наверное, вам лучше пойти поиграть в блиц.

Книгой Я.Тиммана начинаю пополнять страницу Книги.

0
0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *