Polášek-60 + Vlasák-60

Два чешских шестидесятника Я.Полашек и Э.Власак решили публиковать итоги своего конкурса в двух частях (PDF-1 PGN-1). Вторую часть приказали ждать еще месяц (PDF-1-2-English PGN-1-2).

В отмеченных этюдах все варианты, добавленные Ярославом Полашеком, обозначены инициалами JP. Ярослав – один из немногих судей, кто понимает, что дополнительные варианты этюда могут сильно изменить первое впечатление. Он не ленится заглянуть глубоко в содержание композиции и определить, насколько гладко работает главный вариант, какие угрозы и мотивы заставляют стороны играть именно так, а не иначе. При выявлении аналитики (указанной авторами или скрытой) этюд наказывается, а за красивые тонкости, гармонично дополняющие главный замысел, начисляются некие бонусы. В частности, немного пострадал 3 почетный отзыв из-за очень трудного варианта 2.Крb6. Его наличие заставляет считать вступление этюда не просто неудачным, а даже ущербным. Жаль, так как цугцванг был достаточно интересным.

Первый приз не был наказан за табличные варианты. Как справедливо заметили судьи, если знать, что окончание «ладья + 2 легкие фигуры против ладьи с 1 легкой фигурой» выиграно для сильнейшей стороны, то найти и оценить возникающие варианты можно даже без компьютера. В таких случаях каждый судья решает сам – казнить или миловать. Возможно, скоро мы все последуем примеру Ю.Базлова, и не будем обращать внимания на трудность реализации преимущества в табличных окончаниях с известной оценкой. Но пока что такие варианты меня раздражают не меньше, чем окончание «два коня против пешки» раздражало Г.Каспаряна. Он принципиально отказывался связываться с ним, хотя А.Троицкий убедительно объяснил, как оценивать возникающие позиции.

Все-таки, даже если проглотить налимовскую пилюлю и в очередной раз восхититься мастерством российского гроссмейстера, дать первый приз этюду с известным матом (новизна только в том, что поля блокируют ладьи) мог лишь большой почитатель классических идей. Они как вкус детства – не отпускают и кажутся самыми лучшими.

Второй приз должен понравиться любителям шахмат, а знатоки этюдного творчества вспомнят два следующих этюда А.Сочнева и задумаются о компетенции судей.

Взаимные жертвы ферзей дают достаточно оригинальности второму призу, но этюды А.Сочнева лучше, потому что в них финальное превращение дополнено созвучной идеей второго слабого превращения. Образно говоря, питерский композитор построил еще один этаж, а немецко-грузинский дуэт, всего лишь, украсил сад вокруг чужого домика. Причем, украшения начались только с 4-го хода, до него на доске бульдозеры корчевали ненужные фигуры.

Третий приз еще раз подтверждает, что чехи пьянеют от идеальных матов больше, чем от пива. Ю.Базлов активно заблокировал три поля вокруг черного короля, но этот форсированный коктейль разбавлен десятком ходов вступительного пота – ты просто физически ощущаешь, как он льется градом, когда композитор изо всех сил пытается затащить королевское бревно на нужное поле. Красоты во всем этом процессе нет, только муки. Все указывает на уровень похвального отзыва. Увы, в финале спектакля прозвучали гипнотические слова – «идеальный мат с игрой всех фигур и тремя активными блокированиями» – и судьи впали в ностальгический транс.

В четвертом призе тема Хватки (Grip) показана в легкой естественной позиции, с нормальным материалом и приятным вступлением. Заслуженный приз.

Пятый приз – веский довод в защиту того, кто когда-то назвал судью Полашека дебилом. Разве здравомыслящий судья может дать приз такому баловству?

Спецприз Г.Костеффа, как и большинство его этюдов, скрывает в себе эффектную идею. В этот раз жертва ферзя с угрозой сдвоения со слабейшей фигурой впереди (Лойд-Тертон) меня не впечатлила. В начале своего творческого пути я составил похожий этюд.

Технические трудности легче решаются в этюде на ничью (используется мотив пата), но Гади пошел более сложным путем, поэтому его этюд получился слишком схематичным. Когда судья не знает, как оценить этюд, он дает ему спецприз, потому что никто толком не понимает цену такого отличия.

Наконец, лучший этюд конкурса тоже был отмечен специальным призом. Судьям не понравилось вступление, хотя оно делает идею выигрыша темпа более масштабной. Логический ложный след начинается первым ходом, а ключевая позиция с маленьким отличием возникает только в финале. В комментарии к восьмому ходу белых 8.Крс4! судьи поспешили заявить о выигрыше темпа, хотя об этом можно говорить только после 19-го хода черных, когда все проясняется, и белый король может сделать ход 20.Кре5, который был невозможен в ложном следе. Маневр Крb7!-b6!-b5!-c4! гениален.

Очень неприятно, когда побеждает не самый лучший этюд. Хочется верить, что судьям этого конкурса очень стыдно за свои ошибки.

4
1

25 replies on “Polášek-60 + Vlasák-60”

  1. karya:
    А где гарантия, что после 1.Лс4+ чёрные спасутся?   А вдруг  белые, имея преимущество  (хоть  и мизерное),  поставят мат  где-то  на 1000-м  ходу!  К аристократам надо подходить осторожно и взвешенно. А у Базлова  немало беспешечных этюдов,  и не  всегда  они «дружили»  с  базами (вспомните, например,  его совместный   со  Скрипником аристократ с двумя эхо-вариантами, 1-й  приз, Шахматы  в СССР;  очень  жаль прекрасную находку авторов!).
    0
    0
  2. Страна пива, матов и дебилов поздравляет страну  воров,  лгунов и невоспитанных  сопляков!

    Посетив этот сайт я был шокированный. В цивилизованном мире не возможно украсть и даже изменять фотографии без разрешения автора.  В цивилизованном мире не возможно применять софт (VisualCQL) без соблюдения услобий, которие между прочим ограничены на регистрацию.

    Кто крадёт, тот и лжёт.

    В судействе Costeffа мы ясно пишем:  Официально это Loyd-Turton тема, но главная идеа композиции несомненно 3…Фxh8 4.g7. Почему Дидух скрывает это читателям?  Возможно он не устоил перед искушением похвастаться своим этюдом в котором однако такого нет.

    Далее Дидух пишет  «Когда судья не знает, как оценить этюд, он дает ему спецприз, потому что никто толком не понимает цену такого отличия».  Но Дидух как участник нашего конкурса Fritz 100 MT прекрасно знает, что в дефинитивном судействе будет таблица с денежными призами и цена специального приза будет определена  совершенно точно.

    В первом ходу у Timmana логического тематического ложного следа нет. Timman ничего такого не дает и его решение идет так 1.Rf2 [1.Rc5 Bc2 2.Re1 Kb4-+] 1…Bc2! 2.Rxc2 Kb3 3.Rf2!… И это правильно, потому что ложный след должен быть интересный. Технический форсированный вариант 1. Rd1, как видно из PGN, дополнил Polasek  при тестировании корректности.  К тому здесь бозможности типа 1.Лc5, которые отвлекают решателя от основной идеи. Мы думаем, что возможно этот шедевр будет последовать этюд Сарычевых и попадет в учебники в сокрашченом виде.  Разница между  5.Крb7!! и 5. Крd5? достаточно интересная.

    Гургенидзе и Minski. Мы ясно означили центр этюда 8.Фc4. Здесь тоже Fenix  дважды и Excelsior.  Ничего такого у Сочнева нет.  Ясно, что важность элементов субъективная, но это именно дело судьей и не Дидуха. Слава богу. Дидух нет директором мира.

    И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.  (Св. Евангелие от Луки 12:48).
    Да, господин Дидух. Надо пользоваться талантом, который получили и творить.  И не забросать грязью.

    6
    0
  3. didok:

    Об авторских правах:

    Фотожабы нарушают авторские права, если делаются в рекламных или коммерческих целях. Вы что, думаете, я разбогатею на ваших рожах?

    Использование бесплатных программ не запрещено законом. Но я убрал ссылку на вашу VisualCQL, если вы заявляете, что она уже не бесплатная. Раньше была бесплатной (freeware).

    В блоге нарушены только авторские права авторов книг по композиции (Перваков, Ткаченко …). Но от них пока не поступало претензий. Будут претензии, я уберу ссылки на скачивание. В Интернете полно мест, откуда можно бесплатно скачать их книги.

    Об этюдах:

    Этюд Костеффа. То, что вы считаете главным, еще не означает, что это главное.

    Этюд Тиммана. Неважно, показал Тимман ложный след на первом ходу или нет – он там есть.

    Этюд Мински, Гургенидзе. Созвучная однородная идея важнее разнородной. Это не вопрос субъективности, это компетентность.

    0
    0
    • Об авторских правах

      Чувствуется отсутствие основного образования.

      Фотографии, читайте например http://xn--e1aajbcaqcle3afio4k0b.xn--p1ai/articles/intellektualnaya-sobstvennost/ispolzovanie-foto-v-internete-bez-razresheniya.html

      Запомните, использование фотографий без согласия правообладателей – это грубое нарушение их интересов и нормативных правовых актов!

      Софт: http://vlasak.biz/vcql.htm  

      VisualCQL © Emil Vlasak 2004 emil@vlasak.biz free after e-mail registration.

      Вы не соблюдали основные правила приличия сделат регистрацию. Понимаю, непринятно признать, что моя работа зависит от душевного изделия дебилов, но такая жизнь.

      И если публикобали только линк на скачание без лицензионного условия, то вы не только нелегальный юзер но и нелегальный дистрибьютор. Там мера наказания побыше…

      Об этюдах

      Любой этюдный турнир не возжно было бы окончить без следующего золотого правила:
      параграф 1  Судья прав
      параграф 2  Если судья не прав, то смотри параграф 1

      Если судья слабой, то я в следующий раз просто не пришлю этюд на его конкурс. Такой список у  многих композиторов есть, но это естественно приватное дело.

      И здесь судьи Polasek и Vlasak. Мы делали например PV 50JT в 2007, Fritz 100MT в 2012 и PV 60JT в 2017. И автори посылают…

      Единственная пробема была с каким-то Дидухом, которому  мы позволили себе дать только почетный отзыв. Представте себе, такая дерзость!!! И это, думаю, вся проблема.

      0
      0
  4. didok:

    Хорошо, фото удалил. Трудно иметь дело с представителями цивилизованного мира. Ну, а комментарий по судейству — это уже мое личное мнение, и читатели пусть решают, насколько судьи правы. Если же кто-то не хочет думать, или ему плевать на замечания какого-то Дидуха, то пусть смотрит параграф 2.

    0
    0
  5. Martin Minski:
    @ Emil Vlasak

    You complain very much to this article and you demand that the photo is extinguished. Now you say, this was a good joke (That’s right!).
    This is incomprehensible for me.

    Sergiy Didukh has a lot of humor and I estimate his opinion.
    Of course, I’m not always of his opinion.
    Who doesn’t like his articles,  should not read it.

    1
    1
  6. Martin!

    I do not see that I want somewhere to remove photos.

    It was enough to ask for permission to use them. But something like that, gross Diduch can not really think.  To call someone arsehole, it is really a great sense of humor.

    Emil

    1
    0
  7. Martin Minski:
    I know that Sergiy Didukh uses bad words in present of Jaroslav Polasek, Yochanan Afek and to you.
    I dissociate myself from it. However, this is a problem between you.

    Sergiy Didukh has never said a bad word to me.
    Sometimes he thinks that a study of me is bullshit.
    I accept this, because he says only his mind.

    This side is the best cabaret in the study composition.
    Of course a lot is completely exaggerated, but this is an irony.
    I can often have a good time very much on this side.

    Please, do not take seriously it.

    Faith to me, your tournament is wonderful!

    0
    0
  8. didok:

    Многое из написанного обо мне — сплетни и домыслы.

    Я не оскорбляю людей матерными словами. Мне достаточно дать сочную характеристику творчеству композитора, чтобы пробудить в нем зверя. И тогда сразу ясно, с кем я имею дело.

    Большинству композиторов комфортно общаться с добродушными масками коллег, которые те надевают, когда говорят о творчестве. Но я пытаюсь сорвать с них маски, и услышать их искреннее мнение, а не сладкую ложь. Признаю, что несколько раз пришлось использовать крепкое слово, чтобы увидеть их настоящее лицо.

    После подведения итогов МК Фрица, расстроенный плохим судейством и низкой оценкой своего этюда, я послал Э.Власаку краткое сообщение про судью Полашека: «Теперь все поймут, что судил дебил». Я даже не знал, что все узнают об этом так скоро — Власак решил проучить наглеца и опубликовал мое замечание. Заменив при этом слово дебил (moron) на более матерное — arsehole. Потом последовала жалоба на меня в международную федерацию и мне вынесли «строгий» выговор.

    Смешно и неприятно. Зато я лучше узнал Полашека и Власака. Возможно, когда-нибудь напишу диссертацию о влиянии характера человека на развитие его шахматных вкусов.

    0
    0
  9. Martin Minski:
    @Sergiy

    You lie.
    You have offended these three composers.
    I have proofs.
    It is a time that you apologise.
    Then everything is good.

    0
    0
  10. didok:

    I won’t apologize. Because they are not good people. I saw their dark side, and you didn’t.

    0
    0
  11. Martin Minski:

    I find a pity that the quarrel which is not necessary from my view cannot be finished. I think, Polasek, Vlasak, Afek and Didukh — all people are important for the art of the study composition. Better work together, don’t argue.

    0
    0
    • didok:

      Ссоры не мешают творчеству. А дружба расслабляет. Например, дуэт Мински+Гургенидзе такой примитив составляет … Вроде бы, два классных композитора по отдельности, а вместе клепают пустышки.

      0
      0
  12. Martin Minski:
    You must not write everything twice.
    Wait a little bit.
    The duo Minski & Gurgenidz will be even better!
    1
    0
  13. Diduch is a little lying again.

    After Fritz MT I received a mail from him “судил дебил”. A bolt from the blue!

    But it’s not true that I just published it. I exchanged several e-mails with him first. I tried to explain to him that most of the participants without a Prize feel wronged and that some elemental decency is part of such an action. But he behaved arrogantly and as the tournament director I felt obliged to protect the judge and the whole chess composition. If all the composers and judges post obscene messages… Only then I published it and complained.  What else to do?

    Five years have passed and I see that delayed puberty Diduch have not left. Or that mental illness?

    0
    0
  14. didok:

    Психически больные люди никогда не достигают моего уровня составления. Они составляют и понимают этюды примерно так как вы. Болезнь мешает им развиваться дальше.

    0
    0
  15. didok:

    Probably such articles are written by other Vlasaks.

    0
    0
  16. Martin Minski:

    @Emil

    You write in this blog:

    «Beer Country, mats and morons Congratulates the country thieves, liars, and ill-mannered brats!»

    You are insulting the whole Ukrainian people. 
    Or is my translater wrong?
    
    You write to Sergiy:
    "I see that delayed puberty Diduch have not left."
    This is a personal serious offense.
    What do you expect?
    A thank you?
    
    @Sergiy
    Do you agree with me that David Gurgenidze composed a lot 
    of excellent endgame studies?
    If yes, he should deserve your respect.
    You can make as many jokes about me as you like, 
    but not about David!
    This is my wish.
    
    @Emil and Sergiy
    I think it's time to continue the serious discussion.
    
    I think there is never a "right" study award.
    Therefore it is worth discussing it.
    The order in the award depends of the personal taste of the judge.
    I think it's important that the participants and readers can 
    understand the decisions of the judge.
    In my view, this is absolutely the case in your jubilee tournament.
    Probably every other judge has a slightly different order.
    For example, the study of Timman is a prize. We agree on that.
    Sergiy thinks that it is even the best study in this tournament. 
    Ok. but he is not the judge. What is the problem?
    
    0
    0
  17. didok:

    Напишу на русском, потому что комментарии на других языках не переводятся автоматически на русский. 

    Мартин, я согласен с  каждым твоим словом из последнего абзаца. Тоже считаю, что присуждения надо обсуждать. Я высказал свое мнение о конкурсе, привел некоторые этюды для сравнения, чтобы был понятнее вклад авторов новых этюдов. Но все решает судья. Он может проигнорировать мое мнение, как бывает чаще всего, или прислушаться и внести поправки в финальное присуждение.

    Кроме анализа этюдов я иногда пытаюсь понять, что заставило судей поставить один этюд выше другого. Видимо, мои догадки насчет любви судей к этюдам на мат им не понравились. Тем не менее, я не вижу в тексте ничего такого, чем можно было бы объяснить столь болезненную реакцию Власака. Все его неудачные саркастичные шутки я списываю на обиду и гнилой характер.

    Творчество Давида я ценю. Но это уже не тот Давид, который дрался с шахматным Голиафом. Ничему хорошему он тебя не учит. Судя по вашим совместным этюдам …

    0
    0
  18. 2Martin. The boundary between acceptable humor – irony and insult is quite narrow, and without a more intimate knowledge of Russian – with the Google translator only – you can hardly understand the subtlety of the discussion. So you can hardly be a judge. I wrote what I meant and did not want to waste any more time on it.
    0
    0
  19. Martin Minski:
    @Emil

    I am not the judge of your words, but I have an opinion that I write here.
    The blog of Sergiy Didukh sometimes contains black satires. Obviously this is not your sense of humor. Nevertheless, I think you have reacted too excessively in some places — and this is not a problem of translation!

    1
    0
  20. didok:

    Попал я в полные итоги конкурса. Даже без этюда. За «критику первой части в своей типичной нахальной манере».

    Может уже и жалобу в комиссию по этике накатали?

    0
    0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *