Борис Олейник-82

Б.Олейник (1935-2017)

В конкурсе участвовало всего 11 этюдов, но их качество порадовало, и я включил в присуждение 8 работ (PGN PDF). При этом я уверен, что такая щедрость не рискует подорвать мою репутацию придирчивого и строгого судьи. В конкурсе просто было мало «кочующего хлама», и все отмеченные этюды достойны своих наград.

Конкурсы составления этюдов в честь писателей проводятся редко. Вроде бы, у нас мало общего: шахматные композиторы работают с доской и фигурами, а поэты учат жизненной мудрости с помощью ручки и бумаги. Но в хорошем шахматном этюде всегда можно разглядеть интересные сюжеты, хитрые поступки, подлые интриги – все то, что волнует душу поэта. В данном присуждении я подобрал к каждому отмеченному этюду поэтические строки Бориса Ильича Олейника. Сравните их с показанными шахматными идеями! Мне удалось найти переводы некоторых его стихотворений на русский язык. Остальные приводятся в оригинале – на украинском. Творчество Бориса Олейника лучше расскажет о его взглядах на жизнь и политических убеждениях, чем сухая статистика. Для этого есть Википедия.

Призовой фонд конкурса составил 200 USD (1 приз – 100, 2 – 60, 3 – 40). Деньги будут перечислены призерам после 17 сентября, когда итоги станут окончательными. Свои замечания пишите здесь или присылайте на почту myseds@i.ua

1 приз

Эффектный поединок боксеров-тяжеловесов. Белые блокируют стартовый натиск черных жертвой слона, а вторую волну атаки отражают красивой комбинацией с жертвой ферзя и нокаутирующим превращением пешки в коня. Бокс – это вам не шахматы, тут думать надо!

Ринг
(перевод Олега Кравченко)

Громила, ухмыляясь гадко
И предвкушая мой конец,
Нахально в правую перчатку
Кладёт для верности свинец…

Судья всё видит… Оком блудит…
Они уж в сговоре давно…
Да, победителей не судят.
Потом же судьям всё равно.

Я всё стерплю в жестокой схватке,
Но подлости нельзя простить!
О, лишь бы мне удар свинчаткой
Под сердце бы не пропустить…

И будет тяжкий раунд пятый.
В коварстве враг мой знает толк!
Закроюсь я, в углу прижатый,
Как у флажков матёрый волк.

Самоуверенный, без кары,
Совсем поверив в мой конец,
Он для последнего удара
Взметнет тяжелый свой свинец.

Я соберу остатки силы,
Всю боль и крови полный рот,
Во имя и отца, и сына
Я двину левой, апперкот!..

И зал застынет. Нет оваций
(Не ждали, что ни говори),
И будут без толку метаться
По рингу врач и рефери…

Похожий финал встречался раньше. Например, у Погосянца.

В этом этюде стороны действуют как на тренировке, а в первом призе все по-настоящему: удары жестче, умнее и сильнее.

[свернуть]
2 приз

Думаю, что судьям непросто оценивать подобные этюды с известной финальной схемой. В таких случаях у них появляется большое желание дать этюду специальное отличие, потому что так поступали их более опытные коллеги. Мне кажется более справедливым другой подход – надо просто оценивать оригинальное содержание! А тот факт, что оно добавлено в известную схему делает заслуги автора еще более значимыми. За это ему причитается небольшой бонус, а не штраф. Конечно, при условии, что оригинальности много.

В этюде Н.Кралина идея завлечения короля на роковую диагональ реализована с дуалью в ложном следе.

Но красота второго приза не только в логике – присмотритесь к игре коня. Его задание состоит не только в защите пешки ценою своей жизни (как у Кралина). Конь Руса бегает рысью по доске: справляется с одной проходной, потом ведет борьбу с другой. Ему приходится финтить в двух вариантах, чтобы не финтил черный король. Да, конь погибает, но призовое отличие этюду он добыл своей отвагой.

Последний воин
(перевод Трайдент)

На Высший суд солдат предстанет смело,
Как будто бой последний предстоит.
А из его осколков застарелых
Прольётся свет. И небо озарит.

Апостол Пётр, тем светом зачарован,
Поднимет взор к просторам вышины
И удивлённо спросит: «Боже, кто он?»
А Бог ответит: «Он – последний воин
Великой необъявленной войны.

Открой ему врата! И пусть в награду
Получит Рай сей грешный сын земной.
Он на Земле познал все муки ада,
И потому он свят передо Мной!»

[свернуть]
3 приз

В начальной позиции может показаться, что белые, имея ферзя за ладью, легко расправятся с соперником. Но неожиданно голый черный король сам приглашает ферзя в себе гости, а после отвлечения ладьи на крайнюю вертикаль всем становиться понятно, что поедание черных проходных – это никак не демонстрация силы белых, а часть хитрого плана черных. Они ведут игру и берут ферзя в плен. Необходимые приготовления перед казнью дают белой пешке время, чтобы вмешаться и помочь заблудшим товарищам сбросить оковы.

Інвектива-2

Заблукані в глухім чортополосі,
З похмілля так і не збагнули суть:
Що то ж не ми йдемо, сліпі та босі,
А нас ведуть.

А ми йдемо за вами навздогінці.
І, як не вимрем, дійдемо таки
В Європу. Але вже – не українці,
А хохлаки.

І наймуть нас гуманні чужоземи
Водить ослів на ранній променад.
Самі ж зведуть на нашім чорноземі
Новий Багдад.

[свернуть]
1 почетный отзыв

Этюд с очень интересными попытками, где черные тихо жертвуют свои фигуры. Мудрый белый король обходит все ловушки и, в конце концов, возвращается назад в угол.

А вот казаки не отступают назад. Они разворачиваются и снова бегут вперед.

Трубит Трубеж
(перевод Евгения Нефедова)

«Нельзя стоять, казак!
Иначе – смерть». Богдан насупил брови:
«Полковники, добудем волю – кровью,
Или – во мрак воротимся назад?..»

Какой-то дьяк тут вышел, в черном весь,
В руке не крест – а сабля из-под pясы:
«Коли назад – уж лучше шапку сpазу
Сниму тебе я с головою днесь».

Не видать нам побед и светлого будущего, пока гетманы не услышат подсказок Владислава, а будут слушать обкуренных дьяков.

[свернуть]
2 почетный отзыв

Трудный замысел – предвидение на 9 ходов с косвенной логикой (чтобы сохранить черную пешку «d», надо оставить свободным поле b4) – выполнен с разменами. Они снизили впечатление от увлекательного путешествия белого коня через всю доску. В ложном следе конь скачет по другому пути, съедает важную пешку и патует черных. Это напомнило мне следующую тупиковую ситуацию:

Парубоцька балада

Я влетів з розгону в ранок
Під високий білий ґанок,
Де колись уста її пізнав…
Тільки ж чом це так вогнисто
Сіють музику троїсти?
Чуєш, коню, що б воно за знак?

Розчахнулись нагло двері –
Став біліший від паперу:
Вийшла Чураївна… у фаті.
Тонко скрикнула, мов чайка.
Випала у свахи чарка.
Три музики зблідли, як святі.

Вмерзнув повід у долоню.
Так оце виходить, коню.
Ми з тобою гнали крізь віки,
Щоб Зеленої неділі
Встигнуть… на чуже весілля?
Де ж твої, Марусю, рушники?!

Щось лепече про розлуку,
Простягає білу руку, –
Повертаймо, коню… в три хрести!
Та скоріш від цього саду,
Де зустрів я ніжну зраду.
Та не слухай тоскного: “Прости!”

[свернуть]
3 почетный отзыв

Глубокий 6-фигурный цугцванг (отличие сказывается только спустя 8 ходов) обработан с надлежащей элегантностью. Несмотря на большой материальный перевес, белые легко могут угодить в цугцванг, если будут гулять на широкую ногу. В этюде они поняли, что победить им мешает своя ошибка, а не соперник.

Інвектива-1

То перше, аніж винного шукати,
Позиркуючи на сусідську хату, –
Ти краще до люстерка підійди
Та глянь у нього, обітерши порох.
Впізнав себе? Ото і є твій ворог!
А ти в чужих дошукуєш біди.

– Вуйку, ви чули, що москалі в космос полетіли?
– Усі?

[свернуть]
1 похвальный отзыв

В тяжелофигурном материале автору удалось поставить обе стороны в цугцванг без добавления других фигур. Пустая доска выгодно подчеркнула очаровательную геометрию движений белого ферзя.

Вообще, в работе с базой взаимных цугцвангов часто приходится довольствоваться малым, поэтому мечтатели (такие как Олег) к ней обращаются редко.

Європі

У кожного – свої герби й знамена,
Свій лад і чин в державі й при столі,
Ми всяк своєї долі ковалі:
Вам до душі вертка синиця в жмені,
А нам до серця – в небі журавлі.

Такі ми є. А ви такі, як є.

[свернуть]
2 похвальный отзыв

Хотя такая начальная позиция могла бы возникнуть только в партии двух наркоманов, реализованный замысел компенсирует первоначальный дискомфорт. Не могу оставить этот таск без отличия. Тем более что сам подтолкнул автора к этому шахматному подвигу (см. статью «Шахматный джекпот»).

Разговор с учителем
(перевод Евгения Нефедова)

Что за скрежет в ночи?
Это пара юнцов низкорослых,
В одуренье последнем
Надгробие деда найдя,
Отдирает звезду
И сдаёт дефицитную бронзу,
А на выручку колется,
В землю сырую сходя.

[свернуть]
5
0

2 ответа(ов) “Борис Олейник-82”

  1. Arpad Rusz:

    Thanks for the award! It was a good tourney, with less entries but also without the usual garbage…

    A remark on Kralin’s study: Unfortunately, the thematic try is not perfect, it has a black dual on move six. 6…Kc3!? 7.Kg3 Kd4! (à la Réti) 8.a6 Ke3 or 7.a6 Kd2. In both variations black king avoids the d3 square so the thematic skewer is missing. 

    0
    0
  2. didok:

    Спасибо. Поправил текст присуждениея с учетом дыры.

    Сначала показалось, что логика в этюде Кралина — обход белым королем минного поля — чистая. Белый король не попадает под шах превращенной пешки, потому что находится на h2, а не на h3. Но здесь важно, чтобы в ложном следе черный король был на d3, иначе выигрыша не будет, даже если бы не было шаха. 

    В общем, дырка в логике серьезная.

    0
    0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *