Военный этюд

Завалялся у меня один военный этюд. Военный, потому что в нем много стреляют и убивают, одни фигуры творят подвиги, жертвуют собой, другие совершают некрасивые поступки. В общем – все как на войне! Придирчивый критик, конечно, найдет в этюде возмутительные недостатки, но я все же рискну его опубликовать, потому что это как раз то, что хочется показать в день Победы.

Сергей Дидух
Публикуется впервыеХод черных. Белые выигрывают

Много фигур? – Ну, я же предупреждал, что будет война, а не балет.
Хотелось бы, чтобы начинали белые? – Но фашисты всегда нападают первыми!
1…Кf6! (1…Сxe7 2.Лg8#) 2.Лb8+!
Поспешно 2.Лxf6? Сxe7 3.Лb8+ Крg7=.
2.Кf7+? Кxf7 3.Лb8+ Крh7 4.Лxf6 Сxe7 5.Лxf7+ Крg6 6.Лxe7 Лc3+ 7.Крd2 Лxc6=.
2…Крh7 3.Лxf6 Сxe7 4.Лb7 Лc3+

Вражеский танк прямой наводкой на короля! Куда бежать?
В кусты 5.Крb1? нельзя из-за 5…Сd7! 6.cxd7 Лb3+! 7.Лxb3 Сxf6 8.Кf5 Кxd7=.
Вправо тоже плохо: 5.Крd2? Лd3+ 6.Крc2 Сd7! 7.cxd7 Лxd7=.
5.Крb2! Руля влево! И вперед, на Берлин!
5…Сd7! Враг задействует последний хитрый план, не считаясь с жертвами.
6.cxd7 Лc7! 7.Лxc7 Сxf6

И теперь на 8.d8Ф+? заготовлено 8…Кf7+! 9.Фxf6 пат, или 9.Крb3 Сxd8=.
8.d8С+! Кf7+ 9.Сxf6, это Победа!

О, боже! Белый конь не сыграл! Но этот мудрый ветеран, потом рассказывал своему внуку, что он тоже воевал, и даже прострелил ногу одному фрицу.
– А почему не голову? – удивленно спросил внучок.
– Ну, головы у него уже не было!

Эта статья в PDF

Размещено в Разное, Статьи | Оставить коментарий

Йоханан Афек-64

Йоханан Афек подвел итоги конкурса, которым отпраздновал свой шахматный юбилей (PDF PGN KC). За призовой фонд в размере 1250 USD сражались 47 композиторов, приславшие 60 этюдов. Отмечено 18. Я не участвовал в конкурсе по причине продолжающегося конфликта с юбиляром, вызванного его болезненной реакцией на мои критические обзоры. В виду ранимости израильского композитора, я воздержусь от анализа отмеченных им этюдов и его судейства.

Комментарии В.Власенко PDF

Размещено в Итоги конкурсов | Коментарии

Magyar Sakkvilag 2015

Помните известный стишок С.Михалкова «Как старик корову продавал«? Владислав Тарасюк присуждает конкурсы в похожем стиле. Он щедро раздает отличия этюдам, которые ему понравились, а в комментариях к ним старается внушить всем, в том числе и себе, что их содержание действительно интересно, свежо и все сделано так, как книжка учит. По крайней мере, только так я могу объяснить его частое упоминание таких мутных терминов как игра, борьба, органическая связь, противоборство, контригра. Точно также на экзамене недоучившийся студент с подвешенным языком отвечает на поставленные вопросы общими фразами на все случаи жизни, и говорит много, но по сути ничего не скажет. Я увидел слишком мало точности и правды в комментариях к этюдам, отмеченных в конкурсе Magyar Sakkvilag-2015 (PDF PGN KC).

Свое решение дать первый приз многопешечному этюду Арпада Руса судья начал неуклюже оправдывать еще во вступительной части присуждения: «На получение отличий в конкурсе могли претендовать работы, в которых присутствовал элемент новизны. Причём, степень оригинальности влияла на итоговое место в первую очередь. А затем – то, как выражена сама идея этюда». Увы, новизны этюду точно не хватает. На диаграмме этюд Noam Elkies «EG» 2001 года, ничья. 1.Лg8+ Крh7 2.Лh8+ (2.a8Ф? a1Ф+! 3.Фxa1 Сf3!) 2…Крxh8 (2…Крg7 3.a8Ф) 3.a8Л+! Ложный след: 3.a8Ф+? Крg7 4.Фxa2 Сf3 5.Фg2! h2+! 6.Крh1 Сd5! выигрыш. 3…Крg7 4.Лxa2 Сf3! 5.Лg2! h2+ (5…hxg2 пат) 6.Крh1 Сd5 пат. Без совершенно ненужного вступления и мордобоя.

Второй приз следовало бы начать без трех (как минимум) вступительных ходов. Какую «органическую связь» с  разменом тяжелых фигур имеет мат? – Я не удивлен, что авторы этюда не понимают, насколько это выглядит уродливо, но судья, вроде, читал правильные книжки?! В ранее составленных этюдах черного короля в мат загоняли с помощью белого слона вместо пешки, потому что так отсекаются левые варианты. А здесь король не берет коня за ход до мата, а лезет прямо туда, где крупными буквами написано: «Не влезай – убьет!».

Третий приз сделан аккуратно. Несложный, но приятный попсовый сюжет. На приз, конечно, не тянет, хотя на безрыбье и рак – рыба.

Четвертый приз «не производит цельного впечатления» ни с первого взгляда, ни после детального анализа. Это просто прикрытая синтетическим вступлением жертва коня и отказ от него. Сырой этюд.

Спецприз даже похвалить (в смысле, дать похвальный отзыв) не за что. Отказ от коня, по-моему, вполне очевидный, а финал убогий.

Размещено в Разное | Оставить коментарий

Исправленный и нерешенный

Вчера с утра я решил проверить базой Ломоносова свой давний этюд с римской темой из юбилейного конкурса Валерия Власенко (2009 г.), и обнаружил в нем дыру. Финал ложного следа с лишней фигурой и пешкой у черных оказался ничейным. День прошел в поисках спасения этюда. На диаграмме вы видите результат работы – белые начинают и делают ничью. В исправлении появился еще один логический ложный след. Мне кажется, что с такой добавкой этюд точно попадает в десятку моих лучших произведений (решение в PDF). Когда я зашел в почтовый ящик, чтобы удивить Валерия Петровича обновленным этюдом, то там меня самого ждал сюрприз – его свежий литературный шедевр.

Валерий Власенко

Нерешенный этюд

Задумал «раскусить» этюд
(А было воскресенье).
Нашёл в журнале – тоже труд! –
Я классика творенье. 

Уселся важно за столом,
Доску окинув взором.
Обед оставил на «потом»,
Чтоб «взять» этюд «измором»

Ну, надо ж так – в один момент
На ложный след нарвался!
А тут ещё и дифферент
Невесть откуда взялся.

Монарха белого отвёл –
Двойной был шах коварный.
Манёвр логический провёл
На случай, на «пожарный».

Мне показалось (бог – судья!),
Что с темой перемены
Возиться долго буду я
На шахматной арене… 

Я встал со стула (во весь рост!),
А дальше – и не снилось!
«Поймал» рекурсию за «хвост» –
Судьба явила милость!

Но вскоре нить оборвалась –
Вмешалась сверхзадача.
Душе моей передалась
Такая неудача.

Я стал рассеян, раздражён,
Не знал, что дальше делать.
И вдруг – инверсией сражён –
Спокойно сел… обедать.

Размещено в Разное, Решателям | 1 Коментарий

Все больше на земле поэтов

Сегодня зашел на ChessStar посмотреть новые этюды, потом на e4e5. Да… Отличное стихотворение про поэтов написала Лина Костенко (перевод Анны Дудки). Оригинал

Все больше на земле поэтов …

Всё больше на земле поэтов,
Вернее тех, кто может рифмовать.
Средь джунглей слов раскинули тенета,
И что попало под руку – то хвать!
Тут зайцы, воробьи и попугаи…
А щебет, писк, чириканье такое!
О тишине уж человек мечтает,
И ищет он поэзию в покое.
Так суетиться мелочи пристало,
Меняя шерсть сезонно, по погоде.
Поэт, искать и ждать умей сначала!
Твой лучший стих гуляет на свободе.

Размещено в Разное | Оставить коментарий

Ян Хендрик Марвиц-100

В мемориальном конкурсе Я.Марвицу-100 (PGN КС) судья Харольд ван дер Хейден отметил 15 этюдов из 42. Пролистав присуждение, я порадовался, что среди фамилий над диаграммами не было тех, кого я постоянно упрекаю в отсутствии хорошего вкуса. А после детального разбора этюдов, пожалуй, соглашусь с судьей, что уровень конкурса был высоким.

Больше всего меня впечатлил этюд А.Руса. Точнее не весь этюд (вступление только портит его), а уникальная позиция после шестого хода (диаграмма). Легко понять метод выигрыша, но для его достижения потребуется больше 50 ходов без разменов и движения пешки. После 1.Фf3 Крb4 2.Фh1 Крc5 каждый шаг своего короля к полю g8 белые должны подготавливать маневром ферзя (Фh1-d5-d2-f2-b2-b5-d5-h1). После возврата черного короля на с5 снова приходится повторять семиходовый маршрут + ход королем, не позволяя ладье уйти на более безопасную стоянку по линии h. Конечно, и раньше были попытки подшутить над правилом 50 ходов, но здесь четкий механизм всего при шести фигурах!

Судья признался, что долго сомневался в оригинальности первого приза (М.Громов и О.Перваков) из-за этого этюда Гургенидзе, но приговор вынес правильный – этюд оригинален. Дело в том, что в предшественнике нет ни отказа от взятия, ни жертвы слона, а главное нет финала с жертвой ладьи. Оригинальности мало в другом этюде О.Первакова (1 почетный отзыв). Это всего лишь перевертыш его этюда из аргентинского конкурса (UAPA 2015, 1 приз). Да, есть два ложных следа, но они чмошные – совсем не хочется отступать королем на минное поле 6.Крf4?, ни ладьей под темп 8.Лb8? А остальная игра и пат известны.

Второй приз (М.Мински и С.Нильсен) мне понравился, хотя судья роздал ему слишком много комплиментов. В жертве коня 6.Ке5+ красоты меньше, чем вреда. Привлечение черной ладьи на е5 без жертвы было бы намного лучше (хотя вряд ли возможно), потому что с добавлением четвертой крупной белой фигуры вступительная часть спектакля превратилась в дикое развлекательное шоу. Финал красивый – спору нет.

В этюде Я.Тиммана (3 приз) сразу хочется выяснить роль пешек на вертикали «а». Оказалось, что белая пешка поставлена для того, чтобы после комбинации с четырьмя последовательными жертвами окончание выигрывалось, а черная – чтобы устранить другие пути к выигрышу. План с освобождением седьмой вертикали для линейного удара очень неожиданный и эффектный в полном смысле слова.

Кроме призовых этюдов приятно разбирать 2 почетный отзыв (Мински и Кейт), 1 похвальный (Тарасюк) и 3 похвальный отзыв (Жуков).  Страшные этюды тоже есть, но, самым ужасным в присуждении я считаю дурацкую запись решений. Знаю, что ведущие этюдисты ее ненавидят точно также как я, но сделать ничего не могут. Музыку заказывает хозяин этюдного журнала…

Размещено в Итоги конкурсов | Коментарии