Остановите вора! (Чехословацкий Шах 2013-2014)

Конкурс в известном шахматном журнале судил Эмиль Власак. Он отметил 21 этюд из 47 опубликованных (PDF1 PDF2 PGN) и назвал творческий уровень конкурса «традиционно высоким». Любят судьи выдавать желаемое за действительное! Качество призовых этюдов не так высоко, чтобы говорить даже о среднем уровне.

Во вступительном слове Эмиль Власак покритиковал композиторов за то, что они спешат публиковать первую корректную схему, и не зачищают решение этюда от неясных вариантов. Причину увеличения трудных этюдов он видит в медвежьих услугах компьютера. Из-за него композиторы совсем обленились и не ищут лучшую схему для замысла. Возможно, я не совсем точно передал мысль судьи, так как текст с чешского языка на русский мне переводил переводчик google, а он умеет приврать. «Jako u Matouše» было переведено «как в Евангелии от Матфея». Железяка бездушная, и та понимает, что Матоуш был святым в мире шахматных этюдов!

Один из его этюдов был исправлен Ярославом Полашеком и получил специальный приз. Вначале был этюд №1.

№1 Mario Matous, Sachovе Umenie 1974, 2 почетный отзыв

Ничья

1.Сf5 g1Ф 2.Лb7+ Крa8 3.Сe4

Дуаль 3.Лd7! Фf1+ 4.Сd3 Крb8 5.Сxf1 h1Ф 6.Сb5 f5 7.Лd8+ Крc7 8.Лd7+ Крc8 9.Крxa7=.

I. 3…h1Ф 4.Сd5! Фf1+ 5.Лb5+ Фxd5 пат.

II. 3…h1С 4.Сc6! Фf1+ 5.Лb5+ Сxc6 пат.

На последней диаграмме пешка f6 мешает черным выиграть красивым ходом 3…Фg6+! Устранить обнаруженную дуаль можно перестановкой этой пешки на вертикаль «g» (g5, g4 или g3). Но Матоуш решил заменить ее слоном.

№2 Mario Matous

1.Лd7 Сf6 2.Крa6 g1Ф 3.Лb7+ Крa8 4.Сe4 и т.д.

Но черные выигрывают после 1…a6+!

Ярослав Полашек исправляет этот этюд и записывает себя его автором.

№3 Jaroslav Polasek, Ceskoslovensky sach 2013-14, Специальный приз

Ничья

Как уже было объяснено выше, белым важно перекрыть будущему черному ферзю либо вертикаль «g», либо 6-ю горизонталь. 1.Кg5? Сxg5 2.Сf5 Крc8! 3.Лd2+ Крc7 4.Лd7+ Крc6 5.Сe4+ Крxd7 6.Сxg2 Сe3 7.Крb5 Крd6 8.Крc4 Крe5

Белым надо не пустить черного короля к проходной и успеть толкнуть свою пешку на а6. 9.Крd3 Крf4 10.a6 Крg3 11.Сc6 Крf2, выигрыш.

1.Кf6! Сxf6 2.Сf5 g1Ф

2…Крc8 3.Лd2+ Крc7 4.Лd7+ Крc6 5.Сe4+ Крxd7 6.Сxg2 Сd4 7.Крb5 Крd6 8.Крc4 Крe5

А теперь белые успевают все прикрыть 9.а6! Поэтому они жертвовали коня на f6. Кстати, этот вариант присутствует в содержании этюда №2, а в базе Хейдена ошибочно указан как опровержение этюда.

Дальнейшее нам уже знакомо. 3.Лb7+ Крa8 4.Сe4!

I. 4…h1Ф 5.Сd5! Фxd5 (5…Фf1+ 6.Лb5+ Фxd5 пат.) 6.Лb8+ Крxb8 пат.

II. 4…h1С 5.Сc6! Сxc6 (5…Фf1+ 6.Лb5+ Сxc6 пат.) 6.Лb8+ Крxb8 пат.

Наконец, пора задать себе главный вопрос: Кто автор этого этюда?

Нет никаких сомнений, что главное в этюде – жертвы белого слона в ответ на разные превращения черной пешки. Вступительный логический ход только добавка к замыслу – его красота раскрывается в дополнительных вариантах, а не в главной схеме (№1.2). Вот если бы в ложном следе пропадала пешка, перекрывающая черного ферзя, а в решении она оставалась, то можно говорить об углублении схемы и заработанном праве корректора быть соавтором этюда. Итак, шапку этюда №3 следует оформить правильно: Марио Матоуш (исправление Я.Полашека). Версии ранее отмеченных этюдов не имеют права участвовать в конкурсах. А поскольку это уже не первый случай воровства чужих этюдов, то международной комиссии по композиции следует принять меры, чтобы Ярослав Полашек больше такого не делал.

Эта запись была опубликована в Итоги конкурсов. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Важно! Для продолжения, Вам необходимо ответить на следующий вопрос (защита от спама)

Сколько будет