Ян Хендрик Марвиц-100

В мемориальном конкурсе Я.Марвицу-100 (PGN КС) судья Харольд ван дер Хейден отметил 15 этюдов из 42. Пролистав присуждение, я порадовался, что среди фамилий над диаграммами не было тех, кого я постоянно упрекаю в отсутствии хорошего вкуса. А после детального разбора этюдов, пожалуй, соглашусь с судьей, что уровень конкурса был высоким.

Больше всего меня впечатлил этюд А.Руса. Точнее не весь этюд (вступление только портит его), а уникальная позиция после шестого хода (диаграмма). Легко понять метод выигрыша, но для его достижения потребуется больше 50 ходов без разменов и движения пешки. После 1.Фf3 Крb4 2.Фh1 Крc5 каждый шаг своего короля к полю g8 белые должны подготавливать маневром ферзя (Фh1-d5-d2-f2-b2-b5-d5-h1). После возврата черного короля на с5 снова приходится повторять семиходовый маршрут + ход королем, не позволяя ладье уйти на более безопасную стоянку по линии h. Конечно, и раньше были попытки подшутить над правилом 50 ходов, но здесь четкий механизм всего при шести фигурах!

Судья признался, что долго сомневался в оригинальности первого приза (М.Громов и О.Перваков) из-за этого этюда Гургенидзе, но приговор вынес правильный – этюд оригинален. Дело в том, что в предшественнике нет ни отказа от взятия, ни жертвы слона, а главное нет финала с жертвой ладьи. Оригинальности мало в другом этюде О.Первакова (1 почетный отзыв). Это всего лишь перевертыш его этюда из аргентинского конкурса (UAPA 2015, 1 приз). Да, есть два ложных следа, но они чмошные – совсем не хочется отступать королем на минное поле 6.Крf4?, ни ладьей под темп 8.Лb8? А остальная игра и пат известны.

Второй приз (М.Мински и С.Нильсен) мне понравился, хотя судья роздал ему слишком много комплиментов. В жертве коня 6.Ке5+ красоты меньше, чем вреда. Привлечение черной ладьи на е5 без жертвы было бы намного лучше (хотя вряд ли возможно), потому что с добавлением четвертой крупной белой фигуры вступительная часть спектакля превратилась в дикое развлекательное шоу. Финал красивый – спору нет.

В этюде Я.Тиммана (3 приз) сразу хочется выяснить роль пешек на вертикали «а». Оказалось, что белая пешка поставлена для того, чтобы после комбинации с четырьмя последовательными жертвами окончание выигрывалось, а черная – чтобы устранить другие пути к выигрышу. План с освобождением седьмой вертикали для линейного удара очень неожиданный и эффектный в полном смысле слова.

Кроме призовых этюдов приятно разбирать 2 почетный отзыв (Мински и Кейт), 1 похвальный (Тарасюк) и 3 похвальный отзыв (Жуков).  Страшные этюды тоже есть, но, самым ужасным в присуждении я считаю дурацкую запись решений. Знаю, что ведущие этюдисты ее ненавидят точно также как я, но сделать ничего не могут. Музыку заказывает хозяин этюдного журнала…

Эта запись была опубликована в Итоги конкурсов. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 Responses to Ян Хендрик Марвиц-100

  1. vasa говорит:

    Да, запись решения, конечно, неудобная. Мягко говоря. Я первых два этюда, пока pgn-ку не прислали, вручную вбивал. Сказал в пространство по этому поводу много разнообразных слов.

  2. didok говорит:

    Какой Джон ее придумал?

  3. Arpad Rusz говорит:

    A new version of my study has been published in my newly reborn blog: http://ruszchessstudies.blogspot.hu/2016/05/blog-post.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Важно! Для продолжения, Вам необходимо ответить на следующий вопрос (защита от спама)

Сколько будет